Тротуарная плитка непременно придаст декоративный вид дорожкам в вашем саду и сделает прогулки по загородным владениям комфортными и приятными. В этой статье мы расскажем вам об использовании искусственного бетонного камня в качестве тротуарной плитке, его характеристиках и технологии укладки.
Тротуарная плитка, выполненная из бетона, отличается архитектурной выразительностью. Современные технологии позволяют придавать ей различные формы и цветовые оттенки. Классическая «брусчатка», плитка с оригинальной структурой, напоминающей пчелиные соты, изделие-«волна» — среди цветистого многообразия вы наверняка сможете подобрать вариант по душе. Существуют даже модели с отверстиями для прорастающей травки.
Этот экологичный материал для мощения дорожек обладает положительными характеристиками морозостойкости и прочности на сжатие. При выборе тротуарной плитке уточните у продавца показатели ее способности к водопоглощению. Предпочтителен минимальный уровень впитывания воды, так как попавшая внутрь вода постепенно разрушает структуру материала.
Кроме того, обратите внимание на цветовое решение материала. Плитка может быть прокрашена целиком или иметь лишь верхний слой красочного покрытия. Первый вариант оптимален, так как полностью цветная плитка менее склонна к истираемости и потере эстетичного вида.
Тротуарная плитка классифицируется по технологическому критерию. Два основных способа создания тротуарной плитки из бетона — это:
- технология вибролитья
Процесс представляет собой заливку бетонной смеси в заранее подготовленные пластиковые формы. Благодаря особенностям технологии производства тротуарные плитки выходят разнообразными и эстетичными, стабильно отличаются приятным внешним видом и гладкой поверхностью.
К недостаткам плитки, созданной подобным способом, можно отнести не слишком высокую прочность и меньший срок эксплуатации в сравнении с вибропрессованными изделиями.
- технология вибропрессования
В данном случае полусухую бетонную смесь закладывают в вибрирующие матрицы и осуществляют мощное давление сверху, уплотняя бетон. В итоге получается прочное и морозостойкое изделие, идеально укладываемое в местах с высокой проходимостью.
В свою очередь вибропрессованная плитка также имеет «недостаток», который заключается в ее стоимости — она значительно дороже литьевых изделий. К тому же возможности цветовых решений для вибропрессованной плитки не слишком впечатляющи в сравнении с яркой и многоцветной литьевой.
После того, как все технические моменты разъяснены, плитка, подходящая по всем параметрам, выбрана, приобретена и доставлена на место, остаётся грамотно её уложить.
Конечно же, монтировать дорожное покрытие непосредственно на грунт нельзя. В результате неправильной укладки, элементы покрытия начнут смещаться относительно друг друга и даже покрываться трещинами.
Гарантией долговечности тротуарной плитки служит в первую очередь тщательно подготовленное основание. Как правило, это плотно утрамбованные слои гравия и строительного песка, засыпанные в специально вырытую траншею. Прежде чем приступить к мощению, следует замерить участок, нарисовать масштабный план и нанести на него контуры будущих дорожек. Именно планирование поможет рассчитать необходимое количество тротуарной плитки и нужных для её укладки смесей.
После того как контуры дорожек определены, их размечают уже на участке (как правило, при помощи бечёвки и колышков). Теперь можно приступать к работам.
Сначала необходимо вырыть траншею, или, как иначе говорят, «корыто». Выемку грунта производят на глубину около 25 см, с таким расчётом, чтобы после укладки лицевая поверхность плитки вышла на уровень поверхности почвы.
Далее в вырытую траншею насыпают гравий фракцией 20-40 мм. Толщина слоя должна составлять порядка 150 мм. Его тщательно трамбуют при помощи вибромашины или вручную.
Следующий слой — 40-45 мм крупнозернистого строительного песка. Желательно, чтобы песок был чистым и не содержал в себе солей и органических материалов, иначе со временем на дорожке появятся разрушительные высолы или прорастут сорняки. Затем основание будущей дорожки ещё раз трамбуют и тщательно проливают водой. Через 2-3 часа (в солнечный день) или через сутки (в пасмурную погоду) нужно ещё раз проверить верхний слой на наличие бугров и впадины, если в этом есть необходимость, выровнять песок.
Итак, основание готово, и можно приступать к укладке покрытия. Но, дабы не путаться в процессе работы, желательно заранее определить состав элементов композиции, разложив рядом 1 кв.м. плитки. Бордюрный камень, если таковой предусмотрен, устанавливать вдоль стенок траншеи, строго по линии разметки.
Монтировать плитки следует от себя, чтобы не наступать на утрамбованную поверхность, и по диагонали, так как именно такой способ позволяет наиболее точно следовать рисунку. Для обеспечения стока дождевой воды, целесообразно располагать плитку так, чтобы от центра к краям образовывался уклон не менее 5% (то есть 5 см на метр), а между краем и бордюром оставалось место для водостоков.
Укладывая, плитку плотно прижимают к снованию и подбивают киянкой или резиновым молотком до состояния полной неподвижности. Если плитка всё равно «ходит» под руками, её нужно приподнять и дополнительно выровнять основание, подсыпав немного песка.
Зазор между плитками должен составлять 2-5 мм. Выравнивание по горизонтали относительно предыдущей плитки производят с помощью строительного уровня. Если при подходе к крыльцу, веранде дома или калитке плитка не стыкуется (а это неизбежно), её следует подрезать болгаркой с отрезным кругом по камню.
После того как все плитки уложены, готовый участок засыпают песчано-цементной смесью (в соотношении 3:1) и тщательно затирают смесь в зазорах между плитами, чтобы она затвердела. В случае обнаружения пустых швов процедуру необходимо повторить. Ступать на замощённую дорожку можно будет уже на следующий день.
Вышеописанный способ укладки пригоден для участков с относительно ровной поверхностью.
В том случае, если у него сложный рельеф, смещение грунта может деформировать плитку, а значит, потребуется более сложная укладка, гарантирующая долговечность покрытия. Дно «корыта» покрывают слоем гравия толщиной порядка 15 см, затем цементно-песочной смесью (около 4 см), а уж потом сверху насыпают песок и кладут плитку. А в особо «экстремальных» ситуациях, когда рельеф участка подобен горному ландшафту, основой должна служить армированная бетонная стяжка, на которую наносят слой раствора толщиной 25 мм. Затем на него укладывают плитку и сразу же посыпают песком. Этот же способ монтажа покрытия предпочтителен тогда, когда вы обустраиваете подъездную дорогу, на которую будет ложиться довольно большая нагрузка.
Если всё сделано правильно, то поверхность будет ровной, а песчано-гравийная подушка обеспечит быстрое впитывание дождевой воды. Такая дорожка прослужит долгие годы, уберегая обувь от вездесущей грязи и просто радуя глаз.